Элеонора Жарёнова

Элеонора Александровна Жарёнова (р. 2 сентября 1934, Москва, СССР) — советская и российская художница-монументалистка, живописец, педагог. Академик РАХ. Народный художник РФ. Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Лауреат Государственной премии СССР. Член Союза художников СССР с 1961 года.
Может показаться, что такие понятия, как «советское искусство» и «флорентийская мозаика» или «интарсия» относятся к совершенно разным эпохам, а на самом деле, речь просто идет о большом искусстве. Искусстве, в котором сочетаются традиции мастеров прошлого и поиски нового. Искусство, которое берется преобразовывать облик огромных общественных пространств и целых городов.
Монументальные декоративные панно, росписи – их создание требует титанического труда. Особенно впечатляет, когда «титаном» оказывается женщина – такая, как Элеонора Жарёнова. Часто в соавторстве с супругом Владимиром Васильцовым, она создала множество произведений в таких техниках, как мозаика, гобелен, витраж, фреска, инкрустация, а также в жанре станковой живописи и графики. Ее работы представлены в Третьяковской галерее и Русском музее, в музеях многих городов России.
Продолжая знакомить читателя с творчеством больших мастеров, мало известных широкой публике, Издательский дом Игоря Сазонова выпускает в этом году сразу две книги – воспоминания Элеоноры Александровны и сборник статей об искусстве, которому посвятили себя Жарёнова и Васильцов. Издания со множеством иллюстраций создают яркую панораму творчества выдающихся художников.

Элеонора Жарёнова. Тревоги прошлых лет.

Это книга о четырех поколениях семьи художников и об их друзьях-художниках, живших и творивших с 1930-х до 2020-х годов. О роли художников в жизни народа и государства.

Не претендуя на лавры Джорджо Вазари, подробно описавшего жизни 178 великих художников трех веков, я вспомню лишь некоторых русских художников 70-80 годов ХХ века из замечательного поколения «детей войны». Они вошли в историю искусства России в сложный период девяностых годов, когда в памяти народа старательно стирались достижения в культуре Родины и даже всей Европы.

Вопрос – нужен ли художник для благосостояния народа и какова его роль в этом развитии, – был остро поставлен в 90-х годах. Страна выбрала путь капитализма, как на Западе, где художник в страхе жизни ушел в фантазии ирреальности и уродства человеческих отношений. И это в различных областях искусства – в театре, кино, – где появился отказ от изобразительного искусства в сторону ассоциативного. Нет поэзии, музыки в широком понятии; все – только для масс, проза только в духе фантазии «космических войн». Мы во всем этом «отстали».

Элеонора Жарёнова. Стенопись.